Горный бег Карконоше

Бег набирает популярность во всем мире, и не удивительно, что помимо бега по шоссе, все популярнее становиться и такой вид как горный бег. Так как в Беларуси гор нет, то нашим любителям приходиться искать такие соревнования в ближнем и дальнем зарубежье. Сегодня мы Вам расскажем о замечательном пробеге, который посетили наши одноклубники по Run4Fun.by  Этот пробег прошел 2-го июля 2016 года уже в 8-ой раз в Польше на территории горного массива Карконоше (Крко?ноше, Исполиновы горы) в Западных Судетах. Представляем Вашему вниманию отчет Анны Петровской.

Мой первый горный марафон.

(Предупреждение- очень много текста!)

Даже не знаю, почему именно его я выбрала. Просто он подходил по датам, да и место новенькое, еще никогда там не бегали, вот выбор и пал на этот забег.

Зарегистрировались и оплатили еще за полгода, поэтому отступать было нельзя, оставалось только готовиться. В апреле был Римский марафон, который дался очень тяжело, и время получилось плохое. Вернулась после него разбитая, с больной спиной, вместо нормальных тренировок восстанавливала спину около 2 недель. В мае пробежали с Сашей полумарафон в Белостоке и десятку в Гродно на пробеге Мира в тренировочном режиме, а в первое воскресенье июня был горный забег в Закопанах в рамках Чемпионата Польши по скайраннингу- 32 км с набором высоты 2300 м. Там мы, конечно, наелись скайраннинга от  души так, что уже подумывали вообще завязывать с марафонами.

Но прошло несколько дней, отошли ноги, и мы поняли, что надо готовиться к предстоящему горному марафону в Карконошах, учесть все ошибки и весь тот опыт, который у нас есть.

Виола писала нам тренировочные планы, и под ее чутким наблюдением  мы двигались к цели. Мне все казалось, что она дает нам малые объемы, но тренер есть тренер, и мы придерживались ее планов. ( она, видимо, все-таки нас щадила и жалела наши старые кости.))

Последнюю неделю объемы совсем ушли до минимума, и я сосредоточилась на питании. Еще раз прочитала книгу «Питание для выносливости» Эллен Колеман. Последние 4 дня загружались углеводами и витаминами.

Старт в субботу. В пятницу мы приехали в городок Шклярска Поремба, который находится на самой границе Польши с Чехией. Этот горный район называется Карконоши. Горы невысокие, но очень живописные, есть и горнолыжные комплексы, много подъемников, есть и скальные выходы. Самая высокая точка- гора Снежка, на которую нам тоже предстояло подниматься, ее высота 1600 м . Сама Шклярска Поремба оказалась очень симпатичным курортным местечком со множеством туристов, кафэшек, баров, ресторанов, гостиниц различного масштаба и всевозможных частных пансионатов. Все это радовало глаз своей красотой, вкусом и любовью к традициям прошлого и бережным отношением к природе. Вся красота создана из трех стихий- камня, дерева и цветов.

карконоше Шклярска Поремба

Мы немножко поплутали по улицам, пока нашли место регистрации и старта. Они находились под самым подъемником на гору Шреница. Все уже было готово к завтрашнему старту- стартовые ворота, рекламные растяжки, флаги, палатки со спортивными товарами. Мы получили стартовые пакеты, заселились в первый попавшийся частный пансионат в трехстах метрах от старта и решили немного познакомиться с трассой и заодно размяться.

Переоделись и пробежались 2 км вверх и столько же вниз, протестировали только что купленные палки, потренировались, как с ними лучше обращаться во время бега. Разобрались, что они не очень то и мешают, но на подъеме должны давать большое преимущество и разгружать ноги.

Дело в том, что после горного забега в Закопанах мы поняли, что нам нужны палки. Во-первых, ноги перегружаются невероятно, спина тоже несет огромную нагрузку, а руки бездействуют, хотя могли бы разгрузить серьезно ноги и спину. И во-вторых, во время этого последнего забега люди с палками легко нас обходили на подъеме.

И вот завтра мы это попробуем на деле, все 46 км палки будут с нами, это тоже дополнительный вес, изменение техники бега и пр. Палки мы купили обычные для скандинавской ходьбы, телескопические. Они складываются в 2 раза и регулируются по длине. Есть, конечно, очень продвинутые, облегченные, по 100 гр весом. Но мы подумали, что для нас- любителей сойдут для первых шагов и попроще. Свои  мы не взвешивали, грамм 250 будут, наверно.

Из обязательной программы осталась еще паста. Зашли в небольшую пиццерию и наелись  итальянских макарон с лососем.

Состояние отличное, обстановка прекрасная, настроение боевое, спалось хорошо. Утром за два часа до старта чашка кофе, мюсли, протеиновый батончик, аминокислоты, вода. Намешали себе собственный  изотоник из яблочного сока пополам с водой, щепотка соли и таблетка магния шипучего. Получилось на вкус очень даже ничего. Залили гидросистемы, натянули рюкзачки, распихали по карманам гели и мармеладки и вперед!

Перед стартом успеваем размяться и чуть пробежаться вверх.

Разогрелись и под музычку весело стартанули. Кроме лидеров народ не спешил. И для меня  была задача номер один- не спешить первые километры, очень спокойно начинать трассу. Я так и придерживалась, топала себе с палками вверх по склону, иногда переходя на трусцу, когда это было возможно.

карконоше по трассе

Первые 6 км путь лежал все время вверх по склонам горы Шреница по туристическим  тропам. Сначала это были травянистые склоны, но постепенно камней становилось все больше. Сразу почувствовалось удобство с палками, я вспомнила беговые лыжи и с удовольствием нагружала палки и руки, давая ногам работать легко с свободно.  На шестом километре пункт питья, немного  освежилась, полстакана воды. Да и свой изотоник потихоньку заходит. Стараюсь пить хотя бы по 3-4 глотка. Дальше подъем продолжается, камни становятся крупнее, уже большие булыжники, да и круче становится. Иногда переводишь взгляд от тропы под ногами на окружающие просторы и дух захватывает от безграничных пейзажей, которые открываются перед нами. Но любоваться некогда, засмотришься и можно оступиться, концентрация должна быть постоянная. Поднялись до канатной станции и путь пошел немного вниз вдоль крутых обрывов под названием Снежные Котлы. Они и действительно похожи на котлы, поскольку обрывы эти закруглены и имеют форму цирков. Сейчас они, конечно, не снежные , а скальные. А вдоль туристической тропы протянуты железные цепи, ограждающие туристов на всякий случай от опасности. Дальше спуск пошел покруче и через крупную морену (каменистую осыпь), где нужно было прыгать по очень крупным камням, правда заботливо уложенным в ровную широкую тропу.

На спусках у меня проблем нет, могу переставлять ноги очень быстро, поскольку сохранился где-то в мышечной памяти горный опыт прежних лет, когда занималась альпинизмом. Поэтому на спуске всегда обхожу по несколько человек. Дальше довольно ровная тропа, где я на бегу хотела снять палку с темляка и взять их в одну руку, чтобы было удобнее бежать  пока нет подъема. В этот момент палка цепляется за ногу и за кроссовок и я падаю на ровном месте на небольшие камни, но этого хватает, чтобы разбить  оба колена. Люди меня заботливо подхватывают, предлагают помощь  и беспокоятся о моем самочувствии. Но боли практически нет, есть только досада, что плохо справляюсь с палками. Решила без особой надобности не снимать эти палки с рук, так спокойней и меньше времени теряешь. Еще несколько километров и второй пункт питания. Там есть медики, к которым я по своей глупости решила обратиться. Конечно, этого не надо было делать. Потеряла впустую кучу времени. Медиков было много, они никуда не спешили, долго доставали перевязку, искали чем обработать. Пробовали на мне разные пластыри. В общем, мне кажется ушло минут 7 или даже все 10 пока они мне все заклеили и я побежала дальше. Не сделала я и 50 шагов, как их повязки начали отваливаться и мне пришлось их все оторвать и выбросить, чтобы не болтались и не мешали. Так и бежала всю дорогу с ободраными коленями, что производило на всех большое впечатление. Многие участники, которые бежали вторую половину дистанции нам навстречу, кричали мне браво, не знаю, за мужество, наверно. Но колени мне совершенно не мешали. Мешало мне надвигающееся обезвоживание.

Свой изотоник я пила понемногу, много никак не заходило, на пункте стакан воды. И постепенно  чувствую, что жажда нарастает , силы уменьшаются. На третьем пункте не спешу, пью 2 стакана воды, съедаю второй гель( это уже 22 километр) и ухожу на очень крутой последний подъем на вершину Снежки. Здесь очень много туристов. Это уже территория Чехии и здесь слышна и чешская речь. Поднимаются и спускаются люди совершенно разной комплекции и возраста, с маленькими детьми, и даже беременные ползут в горы! Я обожаю за это поляков и чехов, за их любовь к путешествиям, к такому нескучному и нелегкому отдыху! На вершине Снежки как и положено- кафешки, места отдыха для туристов. Здесь зимой катаются на горных лыжах. И оказывается, я на этой горе первый раз в своей жизни каталась на горных лыжах когда-то очень давно, когда мы с Сашей поехали в гости в Чехию и друзья  нас завезли покататься. Это были ужасные воспоминания, поскольку мужчины меня завезли на самый простой склон, а сами поехали на сложные трассы кататься. А мне нужно было просто потихоньку съехать и ждать их внизу. Но легко сказать, если лыжи не слушаются и ты едешь как по рельсам совсем не туда, куда надо и тормозить можешь только падением! Натерпелась я тогда страху! Этот маленький склон был тогда для меня бесконечным!

Ну, я отвлеклась от моей гонки. Дальше была широкая и крутая дорога из булыжника вниз с вершины Снежки. Здесь я уже отрывалась по полной! Спуски я обожаю! Летишь себе, расслабляешь ноги и получаешь удовольствие! Обогнала человек 10-15. Теперь путь шел по той же трассе назад еще 23 километра. Для меня психологически это очень легко и понятно. Когда уже всю дорогу знаешь, то она кажется намного легче. Под вершиной был все тот же изобильный пункт питания, где я выпила 2 стакана воды и попробовала один финик , он еле зашел. Все-таки еда не идет мне на дистанции. Дорога вниз, пробую бежать, желудок противится. Начинает подташнивать, приходится перейти на шаг. Так и топаю по каменистым тропам, пока не всосалась водичка. Но после нее чувствую, что немного прибавились силы. Но это чувство было не надолго. Какая-то общая усталость и расслабленность начинает нарастать. Солнце светит вполне себе хорошо, как и должно быть в горах, температура около 23, на открытых перевалах ветер очень сильный, даже иной раз пытается столкнуть  тебя с тропы. Но все с погодой вполне комфортно. Только чувствую, что как-то координация стала гораздо хуже, ноги с трудом поднимаются, во рту пересохло. До следующего пункта подпитки еще километров 5, я понимаю, что вот оно- обезвоживание! Мне срочно нужна вода! Чистая, а не этот гадкий изотоник, что у меня за спиной, он мне уже совсем никак. Очень аккуратно сбегаю по тропе, уже совсем нет той прыти, и жадно ищу глазами ручей! Они мне попадались на первой половине пути. О счастье! Есть малюсенький ручеек с  небольшим углублением, откуда и можно зачерпнуть водички! Приземляюсь на своих деревянных коленях  и жадно пью эту волшебную, изумительную,  животворящую воду! Она действительно необыкновенно вкусная! Кто был в горах, не даст соврать, что самая вкусная вода из горных ручьев! Напилась столько, сколько душа желала, смыла с лица и шеи слой соли и дальше медленной трусцой. Надо сказать, что поляки- очень внимательный и доброжелательный народ. Пока я пила, несколько человек пробегающих предлагали мне свою воду. Вода потихоньку делала свое дело и силы начала прибывать, я уже не так запиналась на каждом камушке, шаги стали уверенней и кое-где я даже бежала. Но все равно, шло уже 5 часов нашего трейла и организму, видимо, это все порядком надоело. У меня стали появляться мысли, как хорошо вот люди здесь просто гуляют и путешествуют, наслаждаясь видами! Чего мне упираться рогом, не видя ничего вокруг?  Надо и мне немного погулять.)))  Но эти предательские мыслишки, слава богу, не надолго застряли в моей голове. Потом я вспомнила, что уже четвертый десяток, а я еще не принимала углеводы. И хотя мне было противно о сладком даже думать, я заставила себя съесть одну энергетическую  мармеладку. Отошла в сторонку от тропы, села на травку и медленно жую мармелад, отдыхаю, любуюсь видами, запиваю противным изотоником. Народ проходит- пробегает мимо и многие спрашивают все ли со мной в порядке. Люди здесь очень внимательные.

карконоше по трассе

Со мной все в полном порядке, я подкрепилась и -дальше выполнять миссию.)) Впереди  несколько набольших подъемов и спусков, опять мимо Снежных Котлов, они очень впечатляют своими масштабами! Говорят, что зимой, когда здесь большие снега и заносы, они становятся очень опасными. Потихоньку ко мне возвращаются силы, я уже увереннее шагаю по камням, перехожу на бег. Навстречу шагает мажчина и видя мое не очень бодрое состояние, решает меня поддержать: «Давай, Аня, давай!» И эта поддержка посторонних людей каким-то немыслимым образом помогает, я включаю вторую скорость.

Последний пункт питания, где беру еще 2 стакана воды и остаются последние 6 км широкой тропы все время вниз. Это удача! Это то, что мне нужно! Я расслабляю ноги, лечу  на всех парах, откуда-то появляется сила и уверенность в движениях! Обгоняю на спуске человек 10. Волонтеры вдоль трассы удивленно замечают  мне, что пани так летит, как будто и не было марафона! Финиширую на полном подъеме сил и эмоций! Мое время 7 часов 19 мин. На финише болеет и подбадривает Виола! Она, оказывается,  уже несколько часов ожидает нас на финише, следит за нашим передвижением онлайн и вся изволновалась.

карконоше финиш

карконоше после финиша

Финишная медалька, вода, арбузы от пуза, обед из макарон с мясом. Делимся впечатлениями с Виолкой и ожидаем Сашу. Он что-то отстал минут на 20. Мы планировали бежать вместе, но это практически невозможно, потому что все равно у каждого свой темп.

Вот и Саша, уставший, но улыбается в ответ на наше громкое подбадривание! У нас все в порядке с ногами, самочувствие бодрое, не сравнить с ощущениями после бега Мардулы в Закопанах. И это мы связываем с использованием  палок. Они нам очень помогали на подъемах! Без них было бы гораааздо сложнее. Теперь бегаем в горах только с палками. Конечно, к ним тоже надо привыкнуть.

Пока мы общались, обнимались, делились впечатлениями и наводнялись, уже и награждение победителей. Оказывается, я первая в своей категории, что, конечно, очень приятно. Хотя время могло быть гораздо лучше, если учесть мои остановки на медиков (!) и на фотографирование. Я все-таки не могу пробегать мимо красот равнодушно. И пусть мне будет хуже, но я все равно остановлюсь и сделаю несколько фото!

карконоше награждение

карконоше мой набор

Наградили нас неплохо- сертификаты  от главного спонсора New Balans на покупки в их магазинах. Еще вручили очень внушительного веса кубок из гранита. В этих краях добывают очень много гранита, вот поэтому такой символический кубок.

Нам забег очень понравился! Все было организовано грамотно, профессионально, в тоже время весело и душевно! На пунктах питания было очень щедро и много всего, волонтеры очень заботливо помогали, тут же убирали все выброшенные стаканчики, поддерживали идеальную чистоту (это я сравниваю с Римскими впечатлениями, где все стаканы и губки валялись под ногами бегунов). На всей трассе необыкновенная поддержка от  туристов, которые оказались нашими болельщиками! Очень многие кричали браво,  другие аплодировали! На финише организаторы болели за каждого участника до самого последнего, неважно . что он уже давно вышел из лимитного времени. В общем, молодцы! Огромное спасибо всем за удавшийся уикенд!

В стартовом пакете были еще 30% скидки на термальные бассейны в Елене Гуре. Но мы решили отказаться от этого удовольствия из-за моих разбитых коленей. Вкусный ужин в местном баре был нам долгожданной наградой.

Наутро неблизкий путь домой и уже планы на следующий забег!